Мария Пикунова (murven) (murven) wrote,
Мария Пикунова (murven)
murven

Categories:

Про фарфор, попу и грабли. Рабочие заметки, много букв.

Год назад я начала лепить большого мужчину, мастермодель которого выкладывала постом раньше. Лепила долго и упорно, летом сняла с него гипсовые формы и начала лить фарфор. Была у меня робкая надежда сделать хотя бы парочку фарфоровых героев к осеннему Салону.. ну хоть одного, но непременно костюмного!..да хоть голого доделать,чего уж. В общем надежда становилась все слабее и под конец августа окончательно испарилась, потому что  задница я столкнулась с серьезным сопротивлением со стороны нижней части туловища моего героя. Это самая крупная деталь во всей кукле, где-то 18х8см (в общем-то не такая и гигантская на мой взгляд) - попа+торс до груди. Каждый раз эта милая деталь придумывает нечто новое, наверное она решила воспитывать мою волю. Но так уж сложилось, что все остальные  части тела для куклы у меня уже есть, включая голову, замутные стопы и кисти, и все это тоже выпило не мало моей крови, поэтому сдаваться я не собираюсь, фигушки! Хотя шальная мысль сделать ему мягкое тело уже мелькала, но нет, пожалуй,  мягкий животик этому мужчине не пойдет >__<  Сейчас я снова лью, и уже сбилась со счета которая  это попытка.
Но вопросы "где же ваш мужчина в образе?" поступают периодически и мне уже  хочется поделиться с миром тем, что за это время происходило с чудо-задницей. Так что я просто оставлю это здесь, может кому-то будет полезно, а может и нет, запись в стиле дневника Пина ;)



1. Первые отливки просто были очень плохи, по 2 штуки с каждой формы пришлось развести обратно в шликер или выкинуть. Проблема: неравномерное втягивание воды из-за остатков смазки форм. Не смотря на то, что каждая форма после снятия была тщательно промыта теплой водой с фейри, остатки силиконового крема видимо забились глубоко и вылезли на поверхность не сразу. Из-за этого местами черепок получался слишком тонкий, местами наоборот, из-за этого сох тоже неравномерно и деформировался, из формы я доставала съежившихся кривых уродцев.
Решение: В шликер их сразу!!
2. Отливка разрывается по шву при открывании формы.
Причина - раннее открывание. Черепок просто не успел подсохнуть, хотя первый раз я открыла через 6 часов, во вторую попытку - через 10. Влажность была высокая, так как дело было летом.
Решение: ждать дольше, не менее суток (в условиях лета), не менее 2-х суток (в условии холодного дождливого лета). Зимой заметно быстрее дело пошло, но раньше чем через 12 часов все равно не открываю.
3. Отливка сдувается как шарик при открывании формы. Первый раз я сильно удивилась, мягко говоря. Открываю одну часть формы сверху, отходит легко, выглядит отлично, ровненько и чисто, обрадовалась уже.. и вдруг она на моих глазах начинает оседать вниз под собственным весом, сдувается пока окончательно живот не прилипает к спине O_o. Один раз такое же было, когда я не сняла полностью часть, а просто ее немного приоткрыла - все мгновенно осело.
Причина, как оказалось, тоже в раннем открывании.
Решение: такое же.
4. Это уже чисто мой косяк, вполне понятный ("глюпый глюпый пингвин!"), но тоже напишу сюда. Начала лить тушу и пришлось отвлечься - отойти на несколько минут.  Когда вернулась увидела, что ватерлиния жидкого  фарфора опустилась уже не просто ниже литника, а ниже середины детали. Толщина даже в литнике была уже неплохая, поэтому я просто слила остатки фарфора и поставила сохнуть. Когда вытащила отливку, внизу оказался практически монолит, а сверху довольно тонкая стеночка. В результате на высоком обжиге образовалась нехилая трещина.
Решение: Не отходить и вообще не отворачиваться от формы во время литья.
5. Слишком тонкие отливки - легко трескаются на сушье и деформируются на высоком обжиге (не смотря на каолиновую вату внутри). Да и вообще они очень легко бьются о любую поверхность, в том числе о другие фарфоровые детали. Также был эпизод, когда ваты много внутрь набила, не рассчитав усадку, и попу порвало на высоком ))
Решение: делать черепок толще.
6. Слишком толстая отливка.
Памятуя предыдущий пункт я расстаралась и сделала потолще отливку - миллиметров 5! :) зачем мелочиться. Оказалось, что это не спасет отца русской демократии, отливка пошла крупными трещинами и складками еще в форме.
Решение: Делать черепок тоньше, шликер не слишком густым. Оптимальной толщины! что бы это не значило.
7. Пузыри.
Про пузыри уже много глаголано, но к сожалению это не всегда спасает. Вкратце причины: слишком густой шликер, мелкие неотстоявшиеся пузырики, не всплывшие на поверхность, случайный бульк при смешивании шликера перед литьем, упущенная ниже литника ватерлиния и тд. В случае данной конкретной задницы проблема оказалась в другом: объем детали большой, формы тоже, сооответственно она жаждет поглощать воду и делает это быстро. Если лить фарфор медленно и по стеночке, то всасываться будет сразу по мере литья - это приведет  к появлению растяжек и неравномерной толщине черепка. Значит лить медленно нельзя, надо резвее - но в этом случае не то что пузыри, прямо пена поднимается, все внутри булькает. Но! оказывается что если залить шликер оочень быстро, то все эти пузыри поднимутся на поверхность и их можно будет быстро выгнать наружу из литника. На всякий случай я все равно ставлю палочку и лью по ней. Быстро, чтобы пузыри не осели в толще черепка.  Бывает, что они цепляются снаружи, но такие поверхностные пузырьки легко исправляются при первичной обработке детали.
Решение внезапное: Лить быстро, выгонять пузыри наружу.
8.
Поскольку слишком густой шликер привел бы к появлению пузырей, я решила развести фарфор до консистенции молока - у пузырей в такой субстанции нет никаких шансов остаться внутри. Подумала я. И оказалась совершенно права! ни единого пузыречка! Ха, но это не важно, потому что в этот раз деталь вообще нормально не отлилась. Шликер был настолько жидкий, что форма полностью напиталась водой и уже не захотела больше, когда толщина черепка была всего 1 миллиметр.
9. Тут обнаружилась ее одна загадочная фигня. Шликер, который остался в ведре больше не хотел быть шликером - он стал притворяться песочком в воде - потерял всякую жирность, очень быстро оседал на дно после перемешивания и лежал там плотным таким слоем, который можно взболтать, он пару минут плавает, а затем снова оседает. Я подумала, что кто-то сожрал его сущность, и безжалостно вылила остатки, дабы они не заразили фарфор в новой порции шликера.
10. Желтая корочка на поверхности черепка. WTF?! Подумала, я когда это увидела. Бледная, но отчетливо желтая корка по всей поверхности детали, ее даже оказалось можно подцепить, пока отливка не полностью сухая. Что я и сделала. - счистила корку со всей тушки, после прошлась кистью, выгладила поврежденную поверхность, отшлифовала, обожглось хорошо, и все получилось. Бы. Но это уже следующий пункт в тексте.
Решение: счистить корочку полностью. (-0,5мм)
11. В продолжение предыдущего пункта - так как я сняла порядочное количество фарфора с поверхности, в том числе возле литника, где было немного тоньше, чем в остальных местах, то я немного долепила свежего фарфора вместо счищенного желтого. По консистенции он оказался чуть жиже основной детали, в следствии чего потрескался на высоком обжиге.
12. Следы от каолиновой обмазки. Такого в моей практике тоже не было до этого мужчины, предыдущие куклы были легче, и хорошо обжигались на лещадке с каолиновой обмазкой. В этот же раз детали намного тяжелее, под их весом каолин в местах соприкосновения с деталью на высоком обжиге вдавливается вглубь, образуя небольшой, но заметный след. Также пробовали обжигать на каолиновой вате - в этом случает след выглядит в виде сыпи.
Решение: обжигать на каолиновом песке? *часть подобных дефектов  удалось зашлифовать керамическими борами.
13. Черные точки.
Их 3 вида (может и больше, но мне 3 попадалось) – от первого нужно избавиться сразу и побыстрее – они видны на сырой отливке, образуются из-за металлических примесей в гипсе – на формах их тоже видно. Второй вид образуется на красочном обжиге в местах контакта с металлом во время покраски. А вот третий вариант меня удивил. Выглядит как россыпь размытых по контуру темно-серых  пятен, больше всего напоминает плесень. Разобраться в этом вопросе помог любимый муж: выяснилось, что это не выгоревший до конца углерод (из медиума, например). Если в печке плохая вентиляция, а вы загрузили в нее сразу много деталей, то велика вероятность, что кислорода не хватит на всех и уголь не выгорит полностью, осядет в порах детали. Также не хорошо одновременно с красочными класть детали обжигаться на утиль.
Решение: класть меньше деталей или обжигать в более вентилируемой печи, использовать медиумы на водной основе, увеличить время обжига (если в печке вообще есть вентиляция, у меня ее просто нет), повторный обжиг.  Муж еще предложил положить в печь оксид меди, чтобы кислород образовывался прямо в печи, но я пока никак не рискну попробовать.


Про многие из этих проблем уже подробно писала в своем жж моя милая боевая подруга Маша zhukova_mariya (спасибо за поддержку и печку, дорогая!) - и это сильно помогло не впасть в отчаяние окончательно.  Но ничуть не мешает мне танцевать на ее граблях! ;)


Сегодня я отлила еще одну большую попу, завтра открывать, пожелайте нам  удачи :)))
Tags: бжд, грабли, процесс, фарфор, фарфоровые куклы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments